Отсутствие контроля на всех этапах обращения (включая сбор, пакование, транспортировку, переработку) с отходами на государственном уровне недопустимо. Неграмотная и произвольная утилизация чревата ухудшением экологии, негативным влиянием на нее в локальном и мировом масштабе, проблемами и последствиями с этим связанными.
Лицензирование как первоочередной этап контроля обращения с отходами
Первый этап контроля, практикуемый государством – лицензирование в области обращения с отходами предприятий, практикующих/планирующих такой бизнес. Получение разрешений в этой сфере регламентируется конкретно через ГК РФ, федеральные законы 99, 89, 458 и пр., постановление (действующее с 15.10.15г.) № 1062 и т.д. Рассмотрением заявок соискателей на получение/продление/переоформление, выдачей лицензий, контролем ведают представительства Росприроднадзора.
2015 – год перемен в лицензировании «отходного» бизнеса
В 2014-2015 гг. для повышения эффективности и большего регуляторного охвата этого направления были разработаны, детализированы, утверждены изменения в лицензировании по обращению с отходами. Таковые распространяются на новых субъектов отрасли и действующие предприятия. Компании, разрешения которым оформили до 01.07.15, вправе работать по текущим лицензиям до 01.01.19г. при условии отсутствия:
- изменений в бизнесе (освоение новых направлений, включая те, что ранее не подлежали лицензированию в области обращения с отходами, увеличение объемов, расширению территориального охвата, перевод ресурсных мощностей на новое место, утилизация на новом полигоне и пр.);
- нарушений при производимых проверках Росприроднадзором.
Что нового в лицензировании?
Изменения, внесенные в лицензирование деятельности по обращению с отходами 2015 года, следующие:
- расширена номенклатура видов работ: разрешение требуется на сбор, сортировку и пр. за исключением накопления (складирование, не превышающее шести месяцев), здесь составляется и согласовывается проект ПНООЛР;
- определен переходный период;
- введены и детализированы понятия отходов производства/потребления, видов и схемы обращения с ними;
- обязательной стала организация специально оборудованного и оснащенного утвержденными знаками парка транспортных средств;
- требуется включение ОРО (объекта, где предприятие ведет деятельность) в реестр ГРОРО;
- требуется получение и предоставление для получения разрешения санитарно-эпидемиологического заключения по полигону и ОРО;
- обязательна соответствующая подготовка (подтвержденная сертификатом) водителя-оператора по транспортировке и т.д.
С одной стороны, изменения в лицензировании по обращению с отходами от 2015г. сделали схему четче и прозрачней, с другой – сложней, здесь много нюансов и этапов. Бизнес же этот требует весомых вложений, здесь важен гарантированный результат и оперативность в получении лицензий. Избежать штрафов, ошибок и проволочек при оформлении разрешений позволит помощь профессионалов по лицензированию.