Основные признаки фирм «однодневок»:
1. К основным признакам фирм-однодневок относятся: Адрес массовой регистрации. Является самым распространенным признаком. На портале ФНС можно указать ИНН или название организации и проверить, является ли указанный юридический адрес массовым или нет.
2. Отсутствие ресурсов и имущества.
3. Отсутствие непосредственных контактов с контрагентами. То есть предполагается, что руководитель фирмы-поставщика должен иметь прямые контакты с руководителем компании-покупателя при заключении сделок.
4. Отсутствие документов, которые подтверждают личность и полномочия директора и представителя фирмы-контрагента.
5. Нет никаких данных о месте расположения контрагента и его рабочих площадей.
6. Сделки с контрагентом содержат в себе условия, которые не характерны для обычной практики.
7. Закупка товаров, которые производятся физическими лицами, происходит через посредников. К таким товарам относятся сельскохозяйственная продукция, продукция промысла, металлолом.
8. Задолженность за поставленные товары, услуги, работы. При этом поставки продолжаются, а действия по взысканию долга не осуществляются.
9. Фирма налоговую отчетность не подает. Если и подает, то только с нулевыми показателями.
10. Отсутствие сайта в сети интернет.
Правила безопасности
Налоговый кодекс не содержит прямых указаний, как именно может быть доказано отсутствие должной осмотрительности с однодневками. Сотрудники налоговых и чиновники Минфина по-своему понимают и объясняют, какие меры должна принять компания. Поэтому абсолютно безопасных схем не существует. Однако исходя из судебной практики, можно дать некоторые рекомендации, которые или помогут вам узнать больше о добропорядочности партнера, или хотя бы станут хорошим аргументом в суде.
Чтобы обезопасить себя, следует обратить внимание на следующие моменты:
1. При заключении договора ознакомьтесь с уставом компании-контрагента. Идеально заручиться выпиской о видах деятельности, порядке назначения и сроке деятельности руководителя.
2. Начиная сотрудничать с компанией, постарайтесь лично встретиться с ее генеральным директором.
3. Попросите у контрагента данные свидетельства о его регистрации и постановке на учет в налоговом органе. Потом их копии можно приложить к договору или просто указать их в нем. При этом обратите внимание на срок существования компании: однодневки не живут долго.
4. От представителя контрагента (юридического лица, подписывающего договор) потребуйте паспорт и документ, наделяющий его полномочиями. Директор должен представить копию решения о его назначении, остальные — доверенность.
5. По закону (129-ФЗ от 08.08.01) любой налогоплательщик вправе сам получить выписку из ЕГРЮЛ или индивидуальных предпринимателей в отношении своего контрагента.
6. Кроме подписи руководителя в счетах-фактурах необходима подпись и главного бухгалтера. Если руководитель не исполняет сам обязанности главбуха, то желательно получить от контрагента образцы подписей лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры, ведь иногда кто-то их замещает.
7. Необходимо требовать копию лицензии, если деятельность контрагента лицензируется. Именно лицензия подтверждает заключение сделки с уполномоченным хозяйствующим субъектом, который имеет право осуществлять деятельность по сделке.
8. Если в договоре указано, что ваш контрагент исполнит обязательства только сам, то пригодится справка от контрагента о том, что у него имеется достаточно производственных мощностей, торговых площадей, транспортных средств и прочих ресурсов, необходимых для исполнения своих обязательств. Такие объекты могут быть не только в собственности, но и арендованы им.
То же относится и к численности персонала работника, особенно занятого в непосредственном исполнении заключенной сделки. Если необходимые работы будет выполнять субподрядчик, то в договор следует включить оговорку о возможности исполнения обязательств по договору через третьих лиц. И желательно убедиться в их добропорядочности тем же способом.
9. Стоит запросить в налоговой инспекции контрагента или у него самого копии бухгалтерского баланса за последний отчетный период — год или квартал. Контрагент может и не давать такие документы — запрос наверняка останется без ответа. Но он признается достаточным доказательством осмотрительности.
10. Пригодятся любые материалы о коммерческой деятельности агента: рекламные листовки, коммерческие предложения, каталоги. Особое значение могут иметь письменные рекомендации от других партнеров или солидных учреждений, с которыми он ранее сотрудничал.
11. Раз в квартал можно мониторить данные о судебных делах этого контрагента при помощи справочно-правовых систем и информации на сайтах арбитражных судов.
12. Проведение ежеквартальных сверок взаиморасчетов позволяет не только подтвердить свою добросовестность в глазах налоговых органов, но и отслеживать своевременность исполнения договорных обязательств.